Некоторое время назад в отдельной статье мы уже рассказывали об особенностях возбуждения и расследования уголовных дел об уклонении от уплаты налогов. С тех пор в налоговое и уголовно-процессуальное законодательство были внесены существенные изменения, о которых и пойдет речь в нашей статье.
Как известно, в связи с принятием 51-ФЗ от 9 марта 2022 года порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям поменялся. В ст.140 УПК РФ появился пункт 1.3, согласно которому органы следствия могут открыть дело по ст.198-199.2 УК РФ только на основании материалов, полученных от ФНС.
На первый взгляд, все просто и логично. По задумке авторов законопроекта, такая схема должна была защитить бизнес от необоснованного давления со стороны правоохранительных органов. Подобный порядок действовал и раньше, в период с 2011 по 2014 год.
Однако правоохранители быстро нашли «лазейку» в виде п.3 ст.82 НК РФ. В этой норме говорится об информационном обмене между налоговыми, следственными, таможенными и прочими органами по вопросам нарушения налогового законодательства и совершения налоговых преступлений. Таким образом, по мнению следователей, налоговые органы вправе сообщить о признаках преступления в любой момент, не дожидаясь, пока налогоплательщик полностью выплатит недоимку. Поэтому и уголовные дела по ст.199 УК РФ сейчас возбуждаются, к сожалению, даже до вступления в силу решения о привлечении организации к налоговой ответственности.
Заинтересованы в досрочном возбуждении уголовных дел и сами налоговые органы. Так, ссылаясь на открытое дело, инспекторам намного проще согласовать решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. К тому же посредством уголовного преследования предприниматели становятся более «сговорчивыми» и быстрее погашают недоимку.
Между тем, конструкция п.3 ст.82 НК РФ гласит о том, что порядок такого информационного обмена определяется соглашением, заключенным между органами. Поэтому нельзя рассматривать межведомственное взаимодействие в качестве альтернативы новому порядку возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.
На указанную проблему обратила внимание Генпрокуратура РФ, разработавшая проект Приказа об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере. В нем подчеркивается: возбуждение уголовных дел по статьям 198-199.2 УК РФ возможно исключительно на основании материалов, поступивший от налоговых органов в порядке, определенном п.3 ст.32 НК РФ. Однако проект адресован не налоговым органам, а следователям, поэтому без совместного решения ФНС и СК РФ говорить о полном решении данной проблемы не приходится.
Еще один важный момент: ничто не мешает налоговикам обратиться с заявлением о преступлении в правоохранительные органы в общем порядке. В п.27 Постановления Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 года № 48 сказано, что соответствующий гражданский иск может быть предъявлен прокурором или налоговым органом. Право ФНС заявлять иски о возмещении ущерба, причиненного государству, констатировал и Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 8 декабря 2017 года № 39-П. Из этого следует: в законах достаточно иных «лазеек», позволяющих правоохранителям открыть дело за уклонение от уплаты налогов.
Итак, как видим, новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям защищает предпринимателей от необоснованного давления со стороны государства только на бумаге. Поэтому при проведении налоговой проверки компании необходимо немедленно обратиться к уголовному адвокату, который оценит ситуацию и продумает дальнейший план действий. Специалисты АК «Судебный адвокат» не допустят возбуждения в отношении Вас уголовного дела или окажут содействие в его скорейшем прекращении.
Если судья прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела, он должен быть отстранен от его рассмотрения. Но на практике добиться этого не так просто.
Принят закон, предусматривающий существенное ограничение арестов предпринимателей. Однако как он будет работать на практике, пока неизвестно.
Как ФНС успешно борется с «серыми» схемами налоговой оптимизации?
Даже если лицо добровольно сдало в полицию наркотики, это не значит, что оно автоматически избежит уголовной ответственности за наркопреступления.
Новые преступления в УК РФ, допросы по видео-конференц-связи, изменение порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям и другие важные изменения, вступившие в силу в 2022 году.
В уходящем году наблюдается увеличение числа приговоров за должностные преступления. В некоторых случаях суды приговаривают чиновников не только к лишению свободы, но и к многомиллионным штрафам.
Сотрудники полиции обладают довольно широким набором прав, однако это не значит, что они могут злоупотреблять ими. Должны ли граждане по первому требованию выворачивать свои карманы и показывать мобильные телефоны, расскажем в этой статье.
Когда вина гражданина в преступлении очевидна, хорошим способом смягчить приговор является заключение досудебного соглашения со следствием. Однако перед тем, как решиться на такой шаг, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», ведь в некоторых случаях сделка со следствием может не только не помочь, но и обернуться еще большими проблемами для подозреваемого или обвиняемого.
Исполняя госконтракт, предпринимателю необходимо внимательно относится к исполнению его условий и оценивать перспективу возможного привлечения к уголовной ответственности: даже незначительные нарушения при «освоении» бюджетных денег могут привести к серьезным уголовно-правовым последствиям.
Распространение фейков о российской армии может обернуться лишением свободы на срок до 15 лет. Но привлечение к уголовной ответственности возможно в строго определенных случаях.