Заместитель министра внутренних дел России— Игорь Зубов — на собрании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности заявил, что МВД планирует инициировать введение института презумпции доверия полиции. Действующее законодательство не содержит определение понятия презумпции, в юридической же науке под презумпцией понимается заведомая истинность или достоверность обстоятельств, процессов и явлений, пока их ложность не будет бесспорно доказана. Соответственно, суть института презумпции доверия полиции заключается в том, что действия и решения полицейских считаются правомерными и соответствующими закону до того момента, пока не будет доказано обратное. Причем доказывать обратное оппонентам полицейских, коими будут рядовые граждане, предлагается в суде.
Отметим, что попытки введения презумпции доверия полиции предпринимались и ранее.
Например, в 2015 году был внесен на рассмотрение проект федерального закона № 828616-6, в котором предлагалось дополнить ФЗ «О полиции» текстом следующего содержания: «государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей». Однако поправки так и не были приняты из-за недостаточной проработки законопроекта.
Статья 53 ФЗ «О полиции» предоставляет право пожаловаться на неправомерные действия полиции в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или суд. Жалоба подается на действия или бездействие полицейских, в результате которых были нарушены законные права и свободы гражданина, созданы препятствия для реализации им своих прав, либо если на него были незаконно возложены какие-либо обязанности (если он был незаконно привлечен к ответственности). Право на обжалование дано не только гражданам, но и иным субъектам, например, общественным объединениям и государственным органам, общественным и иным организациям.
Жалоба на неправомерные действия сотрудников полиции может быть подана лично гражданином, его защитником или представителем. Документ можно направить как непосредственно в вышестоящий орган, так и передать через лицо, действия которого обжалуются. Срок подачи — три месяца со дня, когда лицо узнало о нарушении его прав.
Заместитель министра Игорь Зубов утверждает, что введение института презумпции доверия полиции будет способствовать беспрекословному подчинению граждан требованиям полицейских. В связи с этим авторитет правоохранительных органов и степень доверия к ним должны повыситься в глазах общественности.
Однако, на наш взгляд, о презумпции доверия полицейским в России говорить рано. Во-первых, презумпция доверия полиции противоречит ст.19 Конституции РФ, устанавливающей равенство граждан перед законом и судом. Во-вторых, презумпция доверия фактически «развяжет» руки правоохранительным органам и спровоцирует массовые нарушения прав граждан и злоупотребления полицейскими своими полномочиями. В-третьих, в настоящее время уровень доверия к полиции крайне низкий (по данным «Левада-центра», лишь 7 россиян из 100 доверяют полиции), а введение данного института только усугубит этот показатель.
Если все же данные поправки будут приняты, граждане вряд ли будут чувствовать себя более защищенными. Многим из них может понадобиться помощь адвоката в суде, чтобы обжаловать неправомерные действия полиции.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.
В 2023 году проблеме арестов предпринимателей уделено особое внимание.
Основания и порядок проведения обыска строго регламентированы законом, поэтому отступление от правил ведет к признанию данного следственного действия незаконным.