2005 год войдет в новейшую историю России как год появления ранее неизвестного отечественному праву органа под названием Общественная палата Российской Федерации. 16 марта 2005 года после длительных дискуссий, споров и сомнений по поводу целесообразности введения нового института Государственной Думой России был принят федеральный закон № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», вступивший в силу 1 июля 2005 года. Согласно данному закону власть сама формирует для себя официального оппонента, наделенного самостоятельным юридическим статусом и определенными полномочиями.
126 человек – членов Общественной палаты должны составлять совесть нации. Между тем, задолго до формирования первого состава палаты ей уже предрекают печальную участь других институтов гражданского общества, которые будто бы незаметно конформировались, пристроившись к вертикали власти.
Полагаю, что пессимистические прогнозы, имеющие в своей основе определенные доводы, связанные прежде всего с так называемым «смешанным» принципом формирования Общественной палаты России, тем не менее себя не оправдают. Согласно ст. 1 и 2 вышеназванного федерального закона одной из приоритетных задач палаты является защита прав и свобод граждан. Являясь институтом гражданского общества и не будучи включенной в систему государственных органов, Общественная палата при решении данной задачи имеет целый ряд преимуществ по отношению к органам государственной власти. Однако при этом не стоит забывать о том, что воспользоваться данными преимуществами в полной мере для решения задач и достижения указанных в Федеральном законе № 32-ФЗ целей палата сможет лишь при осуществлении взаимодействия с государственными органами, деятельность которых связана с охраной прав и свобод человека и гражданина. Одними из ключевых в этой системе являются органы прокуратуры Российской Федерации. Не случайно, в Законе Российской Федерации от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» впервые в качестве самостоятельного вида надзора, осуществляемого органами прокуратуры, указан надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека закреплены в главе 2 Конституции России, но Конституция признает и общепризнанные принципы и нормы международного права, что предполагает знание этих принципов и норм. И здесь нужно отдать должное правозащитным организациям, которые в 90-е годы прошлого века начали активно при поддержке международной общественности издавать и распространять международно-правовые документы по правам человека.
Включение в Раздел III Закона о прокуратуре специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуальности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой – о повышении роли прокуратуры как органа надзора в обеспечении этих прав и свобод в переходный для государства период.
С середины 90-х годов обратилась к ним и Генеральная прокуратура России. В 1996 году издан приказ Генерального прокурора РФ № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Более того, с 5 мая 1998 года в России вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Положения Конвенции стали частью отечественной правовой системы, а решения Европейского Суда по правам человека приобрели обязательную силу.
Конечно, это не значит, что ранее органами прокуратуры надзор за соблюдением прав и свобод граждан не осуществлялся. Эти вопросы всегда затрагивались прокуратурой, однако, в законе выделено это отдельной строкой, а тем более главой не было.
Говоря о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, необходимо отметить, что это проблема очень важная и широкая, охватывающая практически все сферы деятельности органов прокуратуры. Именно ввиду широты и многогранности данной проблемы прокуратура не в состоянии справиться с ее решением сама, без участия и взаимодействия с иными институтами гражданского общества, в числе которых с принятием Федерального закона № 32-ФЗ основное место должна по праву занять Общественная палата Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» одним из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры является гласность. При этом закон устанавливает четкую грань – гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, государственной и иной охраняемой законом тайне. Исходя из этого, а также в соответствие с правом на направление запросов в государственные органы Общественной палате предоставляется возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка.
Способы и формы взаимодействия органов прокуратуры и Общественной палаты Российской Федерации могут быть самыми различными.
Так, в прокуратурах субъектов Российской Федерации существует должность старшего помощника прокурора, ответственного за связи с общественностью. В его функциональные обязанности входит информирование общественности о деятельности прокуратуры и ее подразделений, создание положительного имиджа прокуратуры, предоставление разъяснений и любые другие контакты с представителями СМИ и общественных объединений. Как правило, именно этот сотрудник отвечает и за взаимодействие с правозащитными организациями, является своего рода соединяющим звеном между ними и прокурором субъекта Федерации, на него ляжет и обязанность представления прокуратуры во взаимоотношениях с Общественной палатой России и Общественными палатами субъектов федерации.
Общественная палата Российской Федерации призвана сыграть решающую роль в деле защиты и продвижения прав и свобод человека, а также предупреждения их нарушения. Независимая и беспристрастная, Общественная палата должна встать на страже гражданских прав и свобод, осуществляя мониторинг государственных органов с целью определения, насколько их деятельность соответствует международным и региональным стандартам в этой области. Общественная палата России на основе анализа и обобщения случаев нарушения гражданских прав нацелена на привлечение к ним общественного мнения и уполномочена совершать в этом направлении различные действия. Общественная палата России – жизненно важный институт гражданского общества, ибо она, являясь своеобразным буфером между населением и властью, призвана обеспечить взаимодействие органов государства и граждан в целях согласования общественно значимых интересов последних.
Принципиальное значение имеет максимальная форма независимости Общественной палаты России от органов государственной власти. Причина кроется в функции палаты – общественном контроле над властью. Более того, палата обязана не зависеть от политических партий, как правящих, так и находящихся в оппозиции, что налагает специфические ограничения на членов палаты, предусмотренные ст. 11 Федерального закона № 32-ФЗ.
Законная возможность участия Общественной палаты России в защите прав человека включает:
– проведение слушаний по общественно важным проблемам;
– дачу заключений о нарушениях законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и направление указанных заключений в компетентные государственные органы или должностным лицам;
– проведение экспертизы проектов законодательных актов;
– приглашение руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;
– участие в работе комитетов и комиссий обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти;
– привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
– выдвижение и поддержку гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений путем принятия обращений и предложений;
– проведение экспертиз проектов законодательных актов различного уровня с составлением по их результатам заключений;
– осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
– выработку рекомендаций в форме предложений органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
– привлечение к работе Общественной палаты общественных объединений, представители которых не вошли в ее состав, путем включения последних в состав рабочих групп палаты;
– подготовку и публикацию ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации;
– внесение Советом палаты руководителю федерального органа исполнительной власти предложения создать общественный совет при данном органе и участие членов Палаты в работе указанных общественных советов;
– сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений и доведение ее до сведения граждан Российской Федерации;
– организацию и проведение гражданских форумов и слушаний по актуальным вопросам общественной жизни;
– участие членов Общественной палаты в работе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в форме присутствия на заседаниях комитетов и комиссий обеих палат Федерального собрания России, заседаниях Правительства и заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
– направление запросов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, с корреспондирующей обязанностью указанных органов предоставлять Общественной палате необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Подводя итог сказанному, остановимся на основных тезисах перспективы взаимоотношений Общественной палаты и органов прокуратуры России, выработанных в ходе многочисленных конференций, форумов и круглых столов, проводимых с участием представителей прокуратуры и правозащитных организаций, и основанных на возможностях, предоставленных Федеральными законами «Об общественной палате Российской Федерации» и «О прокуратуре Российской Федерации»:
1. Целью сотрудничества органов прокуратуры и Общественной палаты Российской Федерации является повышение эффективности обеспечения, защиты и восстановления прав человека в нашей стране, а также рост авторитета органов прокуратуры и роли Гражданского общества.
2. Для обеспечения вышеуказанных целей необходима организация постоянного диалога членов Общественной палаты с органами прокуратуры при проведении последними тактических мероприятий по запросам и обращениям Палаты.
3. Целесообразно привлечение представителей прокуратуры при экспертизе законопроектов, проводимой Общественной палатой России.
4. Значительную пользу могли бы принести совместные тематические круглые столы, участие уполномоченных членов Общественной палаты России в заседаниях коллегий органов прокуратуры и на подведении периодических итогов работы в органах прокуратуры для определения стратегии, тактики, форм и методов взаимодействия по конкретным направлениям деятельности. Для этого необходимо внести изменения в ст. 23 Федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации» и обеспечить возможность членам палаты регулярно встречаться с руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации и других территориальных подразделений органов прокуратуры.
5. Представляется целесообразным проводить систематический мониторинг по наиболее грубым нарушениям прав человека в целом по России и в конкретном регионе и отслеживать реакцию органов прокуратуры на результаты мониторинга с последующим включением полученной информации в ежегодный доклад о состоянии гражданского общества.
6. Представляется перспективным в деле обеспечения законности создание рабочих групп представителей Общественной палаты и органов прокуратуры в целях дачи заключения о нарушении законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления.
В заключение хотелось бы отметить, что взаимодействие органов прокуратуры и Общественной палаты России станет действительно эффективным лишь в том случае, если прокурорские работники и члены палаты не будут считать друг друга противоборствующими сторонами, почувствуют, что находятся по одну сторону баррикад на войне во имя защиты прав человека и сражаются за общее дело.
Саркисов В.И.
В УК РФ были внесены как смягчающие положение бизнеса поправки, так и изменения, нацеленные на ужесточение ответственности.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.