2005 год войдет в новейшую историю России как год появления ранее неизвестного отечественному праву органа под названием Общественная палата Российской Федерации. 16 марта 2005 года после длительных дискуссий, споров и сомнений по поводу целесообразности введения нового института Государственной Думой России был принят федеральный закон № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», вступивший в силу 1 июля 2005 года. Согласно данному закону власть сама формирует для себя официального оппонента, наделенного самостоятельным юридическим статусом и определенными полномочиями.
126 человек – членов Общественной палаты должны составлять совесть нации. Между тем, задолго до формирования первого состава палаты ей уже предрекают печальную участь других институтов гражданского общества, которые будто бы незаметно конформировались, пристроившись к вертикали власти.
Полагаю, что пессимистические прогнозы, имеющие в своей основе определенные доводы, связанные прежде всего с так называемым «смешанным» принципом формирования Общественной палаты России, тем не менее себя не оправдают. Согласно ст. 1 и 2 вышеназванного федерального закона одной из приоритетных задач палаты является защита прав и свобод граждан. Являясь институтом гражданского общества и не будучи включенной в систему государственных органов, Общественная палата при решении данной задачи имеет целый ряд преимуществ по отношению к органам государственной власти. Однако при этом не стоит забывать о том, что воспользоваться данными преимуществами в полной мере для решения задач и достижения указанных в Федеральном законе № 32-ФЗ целей палата сможет лишь при осуществлении взаимодействия с государственными органами, деятельность которых связана с охраной прав и свобод человека и гражданина. Одними из ключевых в этой системе являются органы прокуратуры Российской Федерации. Не случайно, в Законе Российской Федерации от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» впервые в качестве самостоятельного вида надзора, осуществляемого органами прокуратуры, указан надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека закреплены в главе 2 Конституции России, но Конституция признает и общепризнанные принципы и нормы международного права, что предполагает знание этих принципов и норм. И здесь нужно отдать должное правозащитным организациям, которые в 90-е годы прошлого века начали активно при поддержке международной общественности издавать и распространять международно-правовые документы по правам человека.
Включение в Раздел III Закона о прокуратуре специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуальности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой – о повышении роли прокуратуры как органа надзора в обеспечении этих прав и свобод в переходный для государства период.
С середины 90-х годов обратилась к ним и Генеральная прокуратура России. В 1996 году издан приказ Генерального прокурора РФ № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Более того, с 5 мая 1998 года в России вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Положения Конвенции стали частью отечественной правовой системы, а решения Европейского Суда по правам человека приобрели обязательную силу.
Конечно, это не значит, что ранее органами прокуратуры надзор за соблюдением прав и свобод граждан не осуществлялся. Эти вопросы всегда затрагивались прокуратурой, однако, в законе выделено это отдельной строкой, а тем более главой не было.
Говоря о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, необходимо отметить, что это проблема очень важная и широкая, охватывающая практически все сферы деятельности органов прокуратуры. Именно ввиду широты и многогранности данной проблемы прокуратура не в состоянии справиться с ее решением сама, без участия и взаимодействия с иными институтами гражданского общества, в числе которых с принятием Федерального закона № 32-ФЗ основное место должна по праву занять Общественная палата Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» одним из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры является гласность. При этом закон устанавливает четкую грань – гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, государственной и иной охраняемой законом тайне. Исходя из этого, а также в соответствие с правом на направление запросов в государственные органы Общественной палате предоставляется возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка.
Способы и формы взаимодействия органов прокуратуры и Общественной палаты Российской Федерации могут быть самыми различными.
Так, в прокуратурах субъектов Российской Федерации существует должность старшего помощника прокурора, ответственного за связи с общественностью. В его функциональные обязанности входит информирование общественности о деятельности прокуратуры и ее подразделений, создание положительного имиджа прокуратуры, предоставление разъяснений и любые другие контакты с представителями СМИ и общественных объединений. Как правило, именно этот сотрудник отвечает и за взаимодействие с правозащитными организациями, является своего рода соединяющим звеном между ними и прокурором субъекта Федерации, на него ляжет и обязанность представления прокуратуры во взаимоотношениях с Общественной палатой России и Общественными палатами субъектов федерации.
Общественная палата Российской Федерации призвана сыграть решающую роль в деле защиты и продвижения прав и свобод человека, а также предупреждения их нарушения. Независимая и беспристрастная, Общественная палата должна встать на страже гражданских прав и свобод, осуществляя мониторинг государственных органов с целью определения, насколько их деятельность соответствует международным и региональным стандартам в этой области. Общественная палата России на основе анализа и обобщения случаев нарушения гражданских прав нацелена на привлечение к ним общественного мнения и уполномочена совершать в этом направлении различные действия. Общественная палата России – жизненно важный институт гражданского общества, ибо она, являясь своеобразным буфером между населением и властью, призвана обеспечить взаимодействие органов государства и граждан в целях согласования общественно значимых интересов последних.
Принципиальное значение имеет максимальная форма независимости Общественной палаты России от органов государственной власти. Причина кроется в функции палаты – общественном контроле над властью. Более того, палата обязана не зависеть от политических партий, как правящих, так и находящихся в оппозиции, что налагает специфические ограничения на членов палаты, предусмотренные ст. 11 Федерального закона № 32-ФЗ.
Законная возможность участия Общественной палаты России в защите прав человека включает:
– проведение слушаний по общественно важным проблемам;
– дачу заключений о нарушениях законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и направление указанных заключений в компетентные государственные органы или должностным лицам;
– проведение экспертизы проектов законодательных актов;
– приглашение руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;
– участие в работе комитетов и комиссий обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти;
– привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
– выдвижение и поддержку гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений путем принятия обращений и предложений;
– проведение экспертиз проектов законодательных актов различного уровня с составлением по их результатам заключений;
– осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
– выработку рекомендаций в форме предложений органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
– привлечение к работе Общественной палаты общественных объединений, представители которых не вошли в ее состав, путем включения последних в состав рабочих групп палаты;
– подготовку и публикацию ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации;
– внесение Советом палаты руководителю федерального органа исполнительной власти предложения создать общественный совет при данном органе и участие членов Палаты в работе указанных общественных советов;
– сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений и доведение ее до сведения граждан Российской Федерации;
– организацию и проведение гражданских форумов и слушаний по актуальным вопросам общественной жизни;
– участие членов Общественной палаты в работе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в форме присутствия на заседаниях комитетов и комиссий обеих палат Федерального собрания России, заседаниях Правительства и заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
– направление запросов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, с корреспондирующей обязанностью указанных органов предоставлять Общественной палате необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Подводя итог сказанному, остановимся на основных тезисах перспективы взаимоотношений Общественной палаты и органов прокуратуры России, выработанных в ходе многочисленных конференций, форумов и круглых столов, проводимых с участием представителей прокуратуры и правозащитных организаций, и основанных на возможностях, предоставленных Федеральными законами «Об общественной палате Российской Федерации» и «О прокуратуре Российской Федерации»:
1. Целью сотрудничества органов прокуратуры и Общественной палаты Российской Федерации является повышение эффективности обеспечения, защиты и восстановления прав человека в нашей стране, а также рост авторитета органов прокуратуры и роли Гражданского общества.
2. Для обеспечения вышеуказанных целей необходима организация постоянного диалога членов Общественной палаты с органами прокуратуры при проведении последними тактических мероприятий по запросам и обращениям Палаты.
3. Целесообразно привлечение представителей прокуратуры при экспертизе законопроектов, проводимой Общественной палатой России.
4. Значительную пользу могли бы принести совместные тематические круглые столы, участие уполномоченных членов Общественной палаты России в заседаниях коллегий органов прокуратуры и на подведении периодических итогов работы в органах прокуратуры для определения стратегии, тактики, форм и методов взаимодействия по конкретным направлениям деятельности. Для этого необходимо внести изменения в ст. 23 Федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации» и обеспечить возможность членам палаты регулярно встречаться с руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации и других территориальных подразделений органов прокуратуры.
5. Представляется целесообразным проводить систематический мониторинг по наиболее грубым нарушениям прав человека в целом по России и в конкретном регионе и отслеживать реакцию органов прокуратуры на результаты мониторинга с последующим включением полученной информации в ежегодный доклад о состоянии гражданского общества.
6. Представляется перспективным в деле обеспечения законности создание рабочих групп представителей Общественной палаты и органов прокуратуры в целях дачи заключения о нарушении законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления.
В заключение хотелось бы отметить, что взаимодействие органов прокуратуры и Общественной палаты России станет действительно эффективным лишь в том случае, если прокурорские работники и члены палаты не будут считать друг друга противоборствующими сторонами, почувствуют, что находятся по одну сторону баррикад на войне во имя защиты прав человека и сражаются за общее дело.
Саркисов В.И.
Уголовные дела по налоговым преступлениям должны возбуждаться только на основании материалов ФНС. Однако «лазейки» в законе позволяют обходить это правило.
Как ФНС успешно борется с «серыми» схемами налоговой оптимизации?
Даже если лицо добровольно сдало в полицию наркотики, это не значит, что оно автоматически избежит уголовной ответственности за наркопреступления.
Новые преступления в УК РФ, допросы по видео-конференц-связи, изменение порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям и другие важные изменения, вступившие в силу в 2022 году.
В уходящем году наблюдается увеличение числа приговоров за должностные преступления. В некоторых случаях суды приговаривают чиновников не только к лишению свободы, но и к многомиллионным штрафам.
Сотрудники полиции обладают довольно широким набором прав, однако это не значит, что они могут злоупотреблять ими. Должны ли граждане по первому требованию выворачивать свои карманы и показывать мобильные телефоны, расскажем в этой статье.
Когда вина гражданина в преступлении очевидна, хорошим способом смягчить приговор является заключение досудебного соглашения со следствием. Однако перед тем, как решиться на такой шаг, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», ведь в некоторых случаях сделка со следствием может не только не помочь, но и обернуться еще большими проблемами для подозреваемого или обвиняемого.
Исполняя госконтракт, предпринимателю необходимо внимательно относится к исполнению его условий и оценивать перспективу возможного привлечения к уголовной ответственности: даже незначительные нарушения при «освоении» бюджетных денег могут привести к серьезным уголовно-правовым последствиям.
Распространение фейков о российской армии может обернуться лишением свободы на срок до 15 лет. Но привлечение к уголовной ответственности возможно в строго определенных случаях.
Среди наиболее строгих мер пресечения домашний арест занимает второе место по «популярности» после заключения под стражу. И с каждым годом суды применяют его все активнее, в том числе по указанию Верховного Суда РФ.