Судебный Адвокат
Круглосуточная защита по уголовным делам
Правозащитная деятельность администрации президента Российской Федерации

Правозащитная деятельность администрации президента Российской Федерации

4 июня 2015

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила в статье 2 человека, его права и свободы высшей ценностью, что явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с «общественными», которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.

Конституция Российской Федерации 1993 г. не только впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но и значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы; они принадлежат людям от рождения и являются неотчуждаемыми.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Вместе с тем это не означает, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба и др.). Одни права и свободы иногда могут вступать в некоторое противоречие с другими правами и свободами (например, правом собственности, личными свободами); это противоречие общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными принципами. Они могут, а иногда и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует их социальным, экономическим, экологическим, политическим задачам и функциям.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, но особая роль в этом принадлежит Президенту Российской Федерации, который согласно ст. 80 Конституции выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. Данное свое конституционное полномочие Президент реализует в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, обеспечение граждан всей полнотой политических и социально-экономических прав.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент в своей деятельности опирается на Правительство РФ, которое в силу Конституции обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, а также на специализированные органы - федеральные суды, прокуратуру, правоохранительные органы, общественные объединения. Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, – эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.

Администрация Президента РФ создана указом N13 от 19 июля 1991 в качестве рабочего аппарата для обеспечения деятельности Президента РСФСР и вице-президента РСФСР, реализации конституционных полномочий Президента РСФСР.

Основные функции Администрации - организационное обеспечение деятельности Президента, Совета безопасности, консультативных и совещательных органов при Президенте и обеспечение их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений по законопроектной деятельности Президента; обеспечение государственной кадровой политики в президентских и исполнительных структурах; разработка мер по разъяснению политики Президента; обеспечение президентского контроля за исполнительной властью; обеспечение кодификации правовых актов; подготовка, оформление и выпуск документов, подписанных Президентом; официальное опубликование актов Президента и Правительства; организация протокольных мероприятий, проводимых Президентом.

В настоящее время основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность Президентской Администрации, являются Указ Президента России № 400 от 25.03.2004г., которым был утвержден перечень самостоятельных подразделений Администрации, и Указ Президента России № 490 от 06.04.2004г., которым утверждено Положение об Администрации Президента России.

В состав Администрации Президента Российской Федерации входит 13 Управлений, Аппарат Совета Безопасности, Аппарат полномочных представителей Президента России в федеральных округах, Аппарат советников Президента, Канцелярия, Секретариат и Референтура. Кроме того, при Администрации Президента России действуют 10 Советов и 9 Комиссий. Все из указанных подразделений, Советов и Комиссий Администрации Президента России так или иначе соприкасаются в своей деятельности с защитой прав и свобод человека и гражданина, исходят из их приоритетности. Непосредственно же правозащитные функции возложены на следующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации: Управление по обеспечению конституционных прав граждан, Управление по работе с обращениями граждан, Контрольное управление, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Остановимся на анализе правозащитной деятельности перечисленных подразделений Администрации Президента Российской Федерации.

Одним из первых следует рассмотреть Управление по работе с обращениями граждан. Именно данному подразделению Администрации приходится ежедневно рассматривать тысячи всевозможных жалоб, заявлений на нарушения прав и свобод человека и гражданина, именно в это подразделение поступают все обращения граждан на неправомерные действия и решения государственных чиновников и органов. Управление по работе с обращениями граждан действует на основе Положения, утвержденного Указом Президента № 1102 от 24.08.2004г. Основные функции Управления: прием граждан, рассмотрение и направление обращений граждан в уполномоченные государственные органы, контроль за рассмотрением обращений граждан и дача ответа заявителям, учет и обобщение обращений граждан, информирование о них Президента и Председателя Правительства Российской Федерации. Как правило, основные нарекания, которые звучат в адрес данного Управления, - «формалистский», на первый взгляд, подход к обращениям граждан: сотрудники Управления по получении обращений перенаправляют их в соответствующие государственные органы, ограничиваясь уведомлением об этом заявителю. Полагаю, что данный подход является необъективным, т.к. не учитывает того, что Управление по работе с обращениями граждан не только физически не сумеет справиться с рассмотрением всех обращение по существу, но и не должно этого делать, т.к. не может подменить собой соответствующие органы исполнительной и судебной власти. В данном случае ценность работы Управления заключается именно в контроле за своевременным рассмотрением обращений и их обобщении для информирования Президента и Правительства. Полагаю, что для повышения ценности правозащитной деятельности Управления в глазах общественности необходимо по крайней мере ежегодно публиковать в открытой печати обобщенные данные о поступивших в Управление обращениях и результатах их рассмотрения.

Следующим по важности правозащитным подразделением Администрации Президента России является Управление по обеспечению конституционных прав граждан, действующее на основании Положения, утвержденного Указом Президента России № 662 от 22.05.2004г. Основными правозащитными задачами данного Управления являются организационное обеспечение конституционных полномочий Президента Российской Федерации на помилование, предоставление политического убежища, решению вопросов гражданства. Для реализации указанных задач Управление наделено целым рядом необходимых полномочий, которые оно осуществляет в тесном контакте с иными государственными и, в частности, правоохранительными органами.

Среди подразделений Администрации Президента Российской Федерации, наделенных правозащитными функциями, следует отметить, на наш взгляд, также Контрольное управление, занимающееся наряду с прочим контролем и проверкой исполнения органами исполнительной власти законов в части, касающейся полномочий Президента по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина, Аппарат Совета безопасности, который обеспечивает деятельность Президента и Совета Безопасности по вопросам обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а также подготавливает аналитические материалы по указанным вопросам, Совет по обеспечению взаимодействия с религиозными объединениями, основными функциями которого являются обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями, а также содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, и Комиссию по реабилитации жертв политических репрессий, основными задачами которой являются: создание условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина при исполнении Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»; изучение, анализ и оценка политических репрессий; содействие координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, касающейся реабилитации жертв политических репрессий; оказание методической помощи комиссиям по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий в субъектах Российской Федерации; информирование в установленном порядке общественности о масштабах и характере политических репрессий; подготовка докладов Президенту Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Комиссии.

Отдельное место среди правозащитных подразделений Администрации Президента Российской Федерации принадлежит Совету по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека. Созданный в результате преобразования Комиссии по правам человека, Совет унаследовал практически без изменения все ее полномочия; это по-прежнему консультативный орган при Президенте Российской Федерации. Главное же новшество заключается в переориентации деятельности Комиссии с рассмотрения конкретных жалоб на работу с институтами гражданского общества, специализирующимися в области защиты прав человека, а это, как известно, самый проблемный для власти сектор – правозащитные организации упорно не желают встраиваться в вертикаль власти. Произошедшее преобразование Комиссии в Совет существенно повысило статус данного правозащитного органа. Расширились его возможности и полномочия в разработке механизмов общественного контроля за соблюдением прав человека, а также подготовки предложений по части совершенствования и развития гражданского общества. Совет занимается общественным контролем за ходом социальной и судебной реформ, за соблюдением прав человека в сфере деятельности правоохранительных органов, не забыты свобода слова, миграционные процессы, а также гуманитарная ситуация на Северном Кавказе, т.е. самые проблемные с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина сферы.

Как мы видим, правозащитная деятельность Администрации Президента Российской Федерации весьма обширна и многогранна. Решая организационные вопросы в обеспечении деятельности Президента Российской Федерации как гаранта основных прав и свобод человека и гражданина, Управления, Советы и Комиссии Администрации вносят весомый самостоятельный вклад в указанной области. На наш взгляд, повысить эффективность правозащитной деятельности Администрации Президента Российской Федерации и одновременно избавиться от многочисленных обвинений в ее адрес как органа не защищающего, а, наоборот, попирающего основные права и свободы человека и гражданина, возможно лишь при полной открытости ее деятельности, периодическом публиковании в открытой печати итогов и обобщений правозащитной деятельности Администрации, а также при постоянном взаимодействии не только с иными государственными органами, наделенными правозащитными функциями, но и с неправительственными правозащитными организациями.

Саркисов В.И.

адвокат Саркисов В.И.
Автор материала:
адвокат Саркисов В.И.

поделиться с друзьями:
Заказать услуги адвоката
×