Судебный Адвокат
Круглосуточная защита по уголовным делам
Возможное упразднение аудиторской тайны и как это отразится на бизнесе

Возможное упразднение аудиторской тайны и как это отразится на бизнесе

24 апреля 2017
Возможное упразднение аудиторской тайны и как это отразится на бизнесе

Законопроект «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», внесённый в Госдуму Правительством, по сути, отменяет аудиторскую тайну для налоговой службы.

Законопроект вносит изменения в 2 статьи Налогового кодекса и позволяет ФНС получать от аудиторов информацию и документы о налогоплательщике, в отношении которого был проведён аудит.

Действие законопроекта распространяется на:

  • налогоплательщиков;

  • плательщиков сборов;

  • плательщиков страховых взносов;

  • налоговых агентов.

Эксперты едины во мнении, что назначение законопроекта в том, чтобы упростить для налоговой доступ к информации, позволяющей доначислять компаниям налоги, пени и штрафы.

Законопроект ещё не принят. Это ещё не закон. Но предполагается, что он будет принят и начнёт действовать с 1 января 2018 года.

Какие изменения относительно аудиторской тайны предполагает законопроект?

Налоговый орган получит право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов все сведения и документы, которые стали известны аудиторам о налогоплательщике при оказании ему, налогоплательщику, услуг. Эти услуги перечислены в п.7 ч.1 ст.1 закона «Об аудиторской деятельности»:

  • постановка, восстановление, ведение бухучёта и налогового учёта, составление бухгалтерской и налоговой отчётности, бухгалтерское и налоговое консультирование;

  • консультирование, связанное с управлением компанией, в том числе с реорганизацией или приватизацией;

  • меры, связанные с автоматизацией бухгалтерского учёта, с внедрением информационных технологий;

  • оценочная деятельность;

  • разработка бизнес-планов, инвестиционных проектов;

  • обучение, связанное с аудиторской деятельностью, научно-исследовательские, экспериментальные работы.

Но самое неприятное в том, что налоговая сможет получать от аудиторов информацию, которая связана с представительством налогоплательщика в судах по гражданским,  административным, налоговым и таможенным делам, в органах госвласти и муниципалитетах.  

То есть, если представить, что аудиторы оказывали налогоплательщику помощь в выработке судебной стратегии в споре с налоговой, то налоговая всю эту информацию сможет получить.

Кроме того, некоторые компании становятся «заложниками» законопроекта: ст.5 закона «Об аудиторской деятельности» приводит список компаний, которые по закону обязаны проводить ежегодный аудит.

Что означает отмена аудиторской тайны для бизнеса

Государство идёт по пути всё большей регуляции предпринимательской деятельности, всё большего контроля над бизнесом со стороны ФНС и других органов. Об этом говорят, например, такие вещи, как:

  • обязывание бизнеса перейти на онлайн-кассы;

  • истребование имущества, полученного бенефициаром в счёт налогового долга компании, с которой бенефициар не был связан взаимозависимостью (дело № А51-4996/2015);

  • ответственность руководителя и учредителей уже не существующей компании по налогам этой компании (Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Законопроект об отмене аудиторской тайны — «солдат из того же строя». Он облегчает налоговой службе получение информации о компании-налогоплательщике.

Краткие выводы

Законопроект пока не принят, однако предполагается, что он будет принят и начнёт действовать с 1 января 2018 года.

Каким образом действие законопроекта (если он станет законом) отразится на аудиторах, пока неясно.

Регулятивные и запретительные меры государства вынуждают компании пользоваться услугами адвокатов по защите бизнеса.

адвокат Саркисов В.И.
Автор материала:
адвокат Саркисов В.И.

поделиться с друзьями:
Заказать услуги адвоката
×