Законопроект «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», внесённый в Госдуму Правительством, по сути, отменяет аудиторскую тайну для налоговой службы.
Законопроект вносит изменения в 2 статьи Налогового кодекса и позволяет ФНС получать от аудиторов информацию и документы о налогоплательщике, в отношении которого был проведён аудит.
налогоплательщиков;
плательщиков сборов;
плательщиков страховых взносов;
налоговых агентов.
Эксперты едины во мнении, что назначение законопроекта в том, чтобы упростить для налоговой доступ к информации, позволяющей доначислять компаниям налоги, пени и штрафы.
Законопроект ещё не принят. Это ещё не закон. Но предполагается, что он будет принят и начнёт действовать с 1 января 2018 года.
Налоговый орган получит право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов все сведения и документы, которые стали известны аудиторам о налогоплательщике при оказании ему, налогоплательщику, услуг. Эти услуги перечислены в п.7 ч.1 ст.1 закона «Об аудиторской деятельности»:
постановка, восстановление, ведение бухучёта и налогового учёта, составление бухгалтерской и налоговой отчётности, бухгалтерское и налоговое консультирование;
консультирование, связанное с управлением компанией, в том числе с реорганизацией или приватизацией;
меры, связанные с автоматизацией бухгалтерского учёта, с внедрением информационных технологий;
оценочная деятельность;
разработка бизнес-планов, инвестиционных проектов;
обучение, связанное с аудиторской деятельностью, научно-исследовательские, экспериментальные работы.
Но самое неприятное в том, что налоговая сможет получать от аудиторов информацию, которая связана с представительством налогоплательщика в судах по гражданским, административным, налоговым и таможенным делам, в органах госвласти и муниципалитетах.
То есть, если представить, что аудиторы оказывали налогоплательщику помощь в выработке судебной стратегии в споре с налоговой, то налоговая всю эту информацию сможет получить.
Кроме того, некоторые компании становятся «заложниками» законопроекта: ст.5 закона «Об аудиторской деятельности» приводит список компаний, которые по закону обязаны проводить ежегодный аудит.
Государство идёт по пути всё большей регуляции предпринимательской деятельности, всё большего контроля над бизнесом со стороны ФНС и других органов. Об этом говорят, например, такие вещи, как:
обязывание бизнеса перейти на онлайн-кассы;
истребование имущества, полученного бенефициаром в счёт налогового долга компании, с которой бенефициар не был связан взаимозависимостью (дело № А51-4996/2015);
ответственность руководителя и учредителей уже не существующей компании по налогам этой компании (Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Законопроект об отмене аудиторской тайны — «солдат из того же строя». Он облегчает налоговой службе получение информации о компании-налогоплательщике.
Законопроект пока не принят, однако предполагается, что он будет принят и начнёт действовать с 1 января 2018 года.
Каким образом действие законопроекта (если он станет законом) отразится на аудиторах, пока неясно.
Регулятивные и запретительные меры государства вынуждают компании пользоваться услугами адвокатов по защите бизнеса.
Если судья прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела, он должен быть отстранен от его рассмотрения. Но на практике добиться этого не так просто.
Принят закон, предусматривающий существенное ограничение арестов предпринимателей. Однако как он будет работать на практике, пока неизвестно.
Уголовные дела по налоговым преступлениям должны возбуждаться только на основании материалов ФНС. Однако «лазейки» в законе позволяют обходить это правило.
Как ФНС успешно борется с «серыми» схемами налоговой оптимизации?
Даже если лицо добровольно сдало в полицию наркотики, это не значит, что оно автоматически избежит уголовной ответственности за наркопреступления.
Новые преступления в УК РФ, допросы по видео-конференц-связи, изменение порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям и другие важные изменения, вступившие в силу в 2022 году.
В уходящем году наблюдается увеличение числа приговоров за должностные преступления. В некоторых случаях суды приговаривают чиновников не только к лишению свободы, но и к многомиллионным штрафам.
Сотрудники полиции обладают довольно широким набором прав, однако это не значит, что они могут злоупотреблять ими. Должны ли граждане по первому требованию выворачивать свои карманы и показывать мобильные телефоны, расскажем в этой статье.
Когда вина гражданина в преступлении очевидна, хорошим способом смягчить приговор является заключение досудебного соглашения со следствием. Однако перед тем, как решиться на такой шаг, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», ведь в некоторых случаях сделка со следствием может не только не помочь, но и обернуться еще большими проблемами для подозреваемого или обвиняемого.
Исполняя госконтракт, предпринимателю необходимо внимательно относится к исполнению его условий и оценивать перспективу возможного привлечения к уголовной ответственности: даже незначительные нарушения при «освоении» бюджетных денег могут привести к серьезным уголовно-правовым последствиям.