Конституция Российской Федерации 1993 года впервые в истории нашего государства закрепила в статье 2 в числе основ конституционного строя принцип, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Основным государственным органом, призванным защищать права и свободы человека и гражданина, является прокуратура. Не случайно, в Законе Российской Федерации от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» впервые в качестве самостоятельного вида надзора, осуществляемого органами прокуратуры, указан надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека закреплены в главе 2 Конституции РФ, но Конституция признает и общепризнанные принципы и нормы международного права, что предполагает знание этих принципов и норм. И здесь нужно отдать должное правозащитным организациям, которые в 90-е годы прошлого века начали активно при поддержке международной общественности издавать и распространять международно-правовые документы по правам человека.
Включение в Раздел III Закона о прокуратуре специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуальности для России соблюдения прав и свобод граждан и , с другой – о повышении роли прокуратуры как органа надзора в обеспечении эти прав и свобод в переходный для государства период.
С середины 90-х годов обратилась к ним и прокуратура России. В 1996 году издан приказ Генерального прокурора РФ № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Более того, с 5 мая 1998 года в России вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Положения Конвенции стали частью отечественной правовой системы, а решения Европейского Суда по правам человека приобрели обязательную силу.
Конечно, это не значит, что ранее органами прокуратуры надзор за соблюдением прав и свобод граждан не осуществлялся. Эти вопросы всегда затрагивались прокуратурой, однако, в законе выделено это отдельной строкой, а тем более главой не было.
Говоря о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, необходимо отметить, что это проблема очень важная и широкая, охватывающая практически все сферы деятельности органов прокуратуры. Именно ввиду широты и многогранности данной проблемы прокуратура не в состоянии справиться с ее решением сама, без участия и взаимодействия с иными институтами гражданского общества, в числе которых основное место принадлежит правозащитным и иным общественным организациям, осуществляющим деятельность в сфере защиты прав человека.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» одним из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры является гласность. При этом закон устанавливает четкую грань – гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, государственной и иной охраняемой законом тайне. Исходя из этого, общественным объединениям предоставляется возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка.
Законная возможность участия общественных организаций в защите прав человека также может выражаться в оказании юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.
Способы и формы взаимодействия прокуратуры и общественных организаций могут быть самыми различными, и о них пойдет речь далее.
Следует отметить, что в прокуратурах субъектов Российской Федерации существует должность старшего помощника прокурора, ответственного за связи с общественностью. В его функциональные обязанности входит информирование общественности о деятельности прокуратуры и ее подразделений, создание положительного имиджа прокуратуры, предоставление разъяснений и любые другие контакты с представителями СМИ и общественных объединений. Как правило, именно этот сотрудник отвечает и за взаимодействие с правозащитными организациями, является своего рода соединяющим звеном между ними и прокурором субъекта Федерации. Любые обращения, запросы, просьбы и пожелания в конечном счете оказываются именно на столе этого старшего помощника.
Попробуем разобраться с понятием «правозащитные организации». Как следует из самого названия, под правозащитными следует понимать организации, защищающие права. Возникает вопрос: какие права, все или какие-то определенные. Изучение истории и практики правозащитного движения позволяет сделать категоричный вывод: правозащитные организации, это организации, защищающие основные, конституционные права и свободы человека и гражданина.
Первоначально термин «правозащитные организации» применялся только по отношению к организациям и объединениям, действующим на международном уровне. С увеличением числа групп граждан, действующих по всему миру в области прав человека термин правозащитные организации приобрел более широкое значение. Термин стал обозначать национальные, региональные и международные организации, работающие в сфере защиты прав человека. Национальные и международные правозащитные организации играют решающую роль в деле защиты и продвижения прав и свобод человека, а также помогают предупреждать их нарушения. Независимые и беспристрастные, неправительственные правозащитные организации стоят на страже гражданских прав и свобод, осуществляя мониторинг государственных органов с целью определить, насколько их деятельность соответствует международным и региональным стандартам в этой области. Правозащитные организации рассматривают случаи нарушения гражданских прав, привлекают к ним общественное мнение и предпринимают в защиту жертв нарушений различные действия. Правозащитные организации – жизненно важная часть гражданского общества, ибо они помогают гражданам понять свои права и требовать их осуществления.
Принципиальное значение имеет максимальная форма независимости неправительственных правозащитных организаций (далее – НПО) от органов государственной власти. Причина кроется в функции правозащитника – общественном контроле над властью. Более того, НПО обязаны не зависеть от политических партий , как правящих, так и находящихся в оппозиции. Это налагает специфические ограничения на членов таких организаций и на источники их финансирования.
Деятельность правозащитных неправительственных организаций включает:
- мониторинг и сбор документации о нарушениях прав человека в своей стране или в других странах;
- подготовку отчетов по нарушениям прав человека и ознакомление с ними широкой общественности, средств массовой информации, органов государственной власти и международных организаций;
- акции сторонников и активистов НПО – демонстрации, марши молчания, пикеты, митинги и т.д.;
- оценка последствий принятия нормативных актов, затрагивающих права человека;
- обучение правам человека на разных уровнях системы образования, а также обучение, рассчитанное на целевые группы (полиция, юристы, учителя, журналисты и др.);
- мониторинг выборов;
- создание сетей НПО;
- создание и обслуживание библиотек и центров документации по правам человека.
Учитывая важность участия правозащитных организаций в сфере защиты прав человека и невозможность решения задач, стоящих перед органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции в данной сфере, 17.12.2002г. Генеральным прокурором Российской Федерации были утверждены указания № 74/40 «Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями». Впервые Генеральная прокуратура Российской Федерации решила попробовать нормативно урегулировать взаимоотношения органов прокуратуры и правозащитных организаций в сфере защиты прав человека. При этом следует иметь ввиду, что указания не содержат каких-либо норм, детально регулирующих указанные отношения, что нисколько не умаляет значение данного документа. В указаниях подчиненным прокурорам предлагается повысить внимание к сведениям о нарушении прав человека, поступающим из правозащитных организаций, тщательно, полно и объективно проверять их, при необходимости принимать участие в мероприятиях правозащитных организаций, информировать их о работе органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав человека., при этом работа в данной сфере должна отражаться в годовом докладе отдельным разделом. Указания не содержат конкретные формы и методы взаимодействия прокуратуры и правозащитных организаций; рекомендации о формах и методах взаимодействия должны быть подготовлены в 2003 году НИИ проблем укрепления законности и правопорядка совместно с Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
После издания Указаний сразу же начались споры и дискуссии и конкретных формах и методах взаимодействия органов прокуратуры и правозащитных организаций.
Остановимся на основных тезисах, выработанных в ходе многочисленных конференций, форумов и круглых столов, проводимых с участием представителей прокуратуры и правозащитных организаций.
1. Целью сотрудничества органов прокуратуры и общественных организаций в сфере защиты прав человека является повышение эффективности обеспечения, защиты и восстановления прав человека в нашей стране, а также рост авторитета органов прокуратуры и роли Гражданского общества.
2. Для обеспечения вышеуказанных целей необходима организация диалога представителей общественных организаций с органами прокуратуры при проведении проверок, проводимых органами прокуратуры по их жалобам.
3. Целесообразно привлечение представителей НПО в качестве общественных помощников и экспертов прокуроров по представлению общественных организаций. Такие помощники должны соответствовать следующим требованиям: они должны иметь опыт работы в соответствующей области, где осуществляется помощь, не менее трех лет; у них не должно быть неснятых или непогашенных судимостей; они должны иметь рекомендации от руководящего органа общественной организации.
4. Значительную пользу могли бы принести совместные тематические круглые столы для определения стратегии, тактики, форм и методов взаимодействия по конкретным направлениям деятельности. Для этого необходимо обеспечить возможность представителям правозащитных организаций регулярно встречаться с руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры г. Москвы, Московской области и других территориальных подразделений органов прокуратуры.
6. Необходимым является обеспечение возможности выступления представителей общественных организаций на подведении периодических итогов работы в органах прокуратуры.
7. Необходимо добиться повышения качества жалоб в защиту прав и законных интересов граждан, а также публичных интересах, направляемых общественными организациями в органы прокуратуры, и качества рассмотрения этих жалоб в органах прокуратуры. Основным критерием качества рассмотрения должно стать следующее: жалоба либо удовлетворяется, либо дается мотивированный ответ такого качества, при котором у заявителя есть основания согласиться с полученным ответом и прекратить дальнейшее обжалование.
8. Следует обеспечить доступность для общественных объединений и граждан нормативных актов органов прокуратуры всех уровней.
9. Следует приветствовать публикацию статей и интервью руководителей органов прокуратуры в изданиях правозащитных организаций и публикации выступлений правозащитных и других общественных организаций в изданиях органов прокуратуры.
11. Представляется целесообразным проводить систематический мониторинг общественных организаций по наиболее грубым нарушениям прав человека в конкретном регионе и отслеживать реакцию органов прокуратуры на результаты мониторинга. Результатом мониторинга должен стать Реестр дел, находящихся на контроле в правозащитных организациях соответствующего региона. Такой Реестр должен стать положительным примером сотрудничества между правозащитными и другими общественными организациями с органами прокуратуры. Целесообразно, чтобы в органах прокуратуры было назначено должностное лицо, с которым общественные организации могли бы взаимодействовать по вопросам дел, внесенным в реестр мониторинга.
12. Возможно рассмотрение вопроса о законодательном восстановлении институтов общественных помощников и общественных обвинителей в уголовном процессе.
13. Значительно расширить правозащитные возможности прокуратуры может использование экспертных ресурсов общественных организаций.
14. Представляется перспективным в деле обеспечения законности создание рабочих групп представителей правозащитных организаций и органов прокуратуры по анализу содержания и применения норм законодательства, не соответствующим Конституции России и международным обязательствам России.
В заключение хотелось бы отметить, что взаимодействие органов прокуратуры и правозащитных организаций тогда станет действительно эффективным, когда прокурорские работники и правозащитники перестанут считать друг друга противоборствующими сторонами, когда прокуроры перестанут отписываться от заявлений и обращений правозащитных организаций формальными письмами, когда и те и другие почувствуют, что находятся по одну сторону баррикад на войне во имя защиты прав человека и сражаются за общее дело.
Саркисов В.И.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.
В 2023 году проблеме арестов предпринимателей уделено особое внимание.