Органы прокуратуры являются в нашей стране основным государственным органом, призванным защищать права и свободы человека и гражданина, а надзор за их соблюдением согласно Закону Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» выступает в качестве самостоятельного вида надзора.
Между тем, являясь составной частью системы государственных органов, органы прокуратуры не могут самостоятельно, без взаимодействия с институтами гражданского общества, обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, и в этом деле важная роль принадлежит общественным правозащитным организациям, а одним из решающих факторов является то, как будет построено взаимодействие с ними органов прокуратуры. Но что понимать под взаимодействием прокуратуры с общественными правозащитными организациями?
Хронологически при исследовании этого вопроса следует исходить из подписанного 17 декабря 2002 года Генеральным прокурором Российской Федерации Устиновым В.В. Указания № 74/40 «Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями». Конечно, это не значит, что ранее этой теме органами прокуратуры внимание не уделялось, но именно названный документ впервые закрепил основы сотрудничества между ними и правозащитными организациями, подвел своеобразную черту под тот немалый положительный опыт взаимодействия с НПО, который уже был накоплен к моменту выхода Указания.
Во исполнение Указания в результате обобщения имеющегося положительного опыта Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации были подготовлены в 2004 году Научно-методические рекомендации «Формы и методы взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями по вопросам соблюдения прав и свобод граждан», к разработке которых привлекались не только практические работники, но и целый ряд авторитетных деятелей правозащитного движения, многие предложения которых были включены в указанный документ.
В мае 2004 года по инициативе НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Московской Хельсинской группы, Международной общественной организации «Федерация мира и согласия» и некоторых других общественных организаций было проведено заседание «круглого стола» на тему «Совершенствование взаимодействия общественных, правозащитных организаций и органов прокуратуры в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина», участники которого обсудили формы и методы взаимодействия и подготовили предложения по его укреплению. Выступавшие в ходе заседания представители прокуратуры отметили, что осуществляя совместную с правозащитными и иными общественными организациями деятельность по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина, они используют различные формы, среди которых были названы такие, как участие работников прокуратуры в лекционной пропаганде и консультациях по правовым вопросам, проводимых неправительственными некоммерческими организациями; выступление представителей правозащитных организаций на открытых совещаниях органов прокуратуры по подведению итогов работы за тот или иной период; приглашение правозащитников на учебные занятия, связанные с повышением квалификации прокурорских работников.
Выступавшие на заседании представители прокуратуры подчеркнули необходимость более частого использования такой формы взаимодействия как совместное с общественными организациями проведение на уровне прокуратур субъектов Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации семинаров, конференций, круглых столов по вопросам укрепления законности и правопорядка. Также было высказано предложение использовать хорошо зарекомендовавших себя представителей НПО в качестве специалистов, экспертов, привлекать их к подготовке и распространению совместных информационных материалов в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
На современном этапе развития Российского государства бесспорным является тот факт, что всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина возможна исключительно в условиях, когда в этот процесс вовлечены как органы государства, прежде всего органы прокуратуры, так и институты гражданского общества, и в частности общественные правозащитные организации. Разумеется, будучи вовлеченными в этот процесс ни органы прокуратуры, ни правозащитные организации не могут не вступать в различные отношения, не могут не взаимодействовать. Что же следует понимать под «взаимодействием» органов прокуратуры с общественными правозащитными организациями? Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет взаимодействие как взаимную связь явлений либо взаимную поддержку; Современный толковый словарь русского языка определяет слово «взаимодействовать» как действовать совместно, поддерживая друг друга. Исходя из этого под взаимодействием органов прокуратуры с общественными правозащитными организациями следует понимать равноправное взаимовыгодное сотрудничество в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем следует учитывать, что основу всякого сотрудничества должны составлять взаимоприемлемые формы поведения его участников. Сотрудничество будет конструктивным лишь тогда, когда действия одной стороны будут соизмеряться с потребностями другой, будут учитывать ее интересы и приносить ей пользу; выгода от взаимных действий может выражаться в решении собственных задач одним участником сотрудничества за счет потенциала другого участника.
Таким образом, при решении вопроса о конкретной методике и формах взаимодействия органов прокуратуры с общественными правозащитными организациями важно с самого начала определиться в том, что каждый из участников вкладывает в это понятие. Вследствие этого важно предвидеть естественные сложности в осуществлении согласованной деятельности по достижению общей цели в условиях отсутствия субординации самостоятельных партнеров.
Ни для кого не является секретом, что в отношениях между органами прокуратуры и общественными правозащитными организациями далеко не все складывается гладко. Анализ ситуации в этой области позволяет сделать вывод о том, что причиной многочисленных конфликтов между прокуратурой о НПО является отсутствие единого подхода к определению понятий «гражданский контроль», «прокурорский надзор» и «взаимодействие». При этом прокуроры совершенно справедливо возражают против того, чтобы под видом «взаимодействия» правозащитные организации вмешивались в профессиональную деятельность органов прокуратуры, осуществляя то, что они обычно называют «контролем гражданского общества». В свою очередь представители правозащитных общественных организаций также совершенно справедливо выступают против такого взаимодействия, в рамках которого прокурорские работники осуществляют надзорную проверку их деятельности.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что в настоящее время как органы прокуратуры, так и правозащитные общественные организации должны использовать для налаживания делового сотрудничества традиционные формы взаимодействия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, формы, в отношении которых у сторон нет разногласий и выработан единый подход к их пониманию. И лишь по мере укрепления взаимного доверия и выработки навыков совместной работы следует приступать к новым, более сложным и неапробированным формам взаимодействия.
В.И. Саркисов
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.
В 2023 году проблеме арестов предпринимателей уделено особое внимание.
Основания и порядок проведения обыска строго регламентированы законом, поэтому отступление от правил ведет к признанию данного следственного действия незаконным.
Полное или частичное невыполнение условий договора может обернуться для руководителя компании реальными сроками.
Если судья прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела, он должен быть отстранен от его рассмотрения. Но на практике добиться этого не так просто.