24 июня 2023 года вступает в силу ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 13.06.2023 года, предусматривающий корректировку порядка применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей. Назовем наиболее важные изменения.
Теперь отсутствие сведений о личности не является основанием для применения данной меры пресечения.
Также в ст.109 УПК РФ уточняется, что необходимость дальнейшего расследование дела не может являться единственным основанием продления сроков ареста.
Однако в финальную версию закона не вошло предложение ВС РФ о закреплении понятия преступления, совершенного в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.
С одной стороны, нововведения формально направлены на защиту предпринимателей от необоснованного уголовного преследования, сохранение бизнеса, рабочих мест. Закон действительно создаст дополнительные фильтры, направленные на снижение числа удовлетворяемых ходатайств об избрании данной меры пресечения.
Но, с другой стороны, несмотря на постоянные корректировки УПК РФ и позицию Верховного Суда РФ, ситуация кардинально не меняется – бизнесменов продолжают арестовывать по «предпринимательским» статьям. Так, например, по данным уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Татьяны Минеевой, сейчас в столичных СИЗО находятся более 300 предпринимателей, причем подавляющая часть подозревается или обвиняется в совершении мошенничества. Всего в российских следственных изоляторах пребывают более 900 предпринимателей. Помимо арестов, ИП и руководители коммерческих предприятий сталкиваются с большим количеством и других угроз и рисков. Ранее мы уже рассказывали, как защитить бизнес и остаться в рамках правового поля.
Пока не изменится судебная практика или в законе не появится полный и безоговорочный запрет на помещение предпринимателей в СИЗО, говорить о переломе устоявшейся тенденции, к сожалению, не приходится.
Если судья прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела, он должен быть отстранен от его рассмотрения. Но на практике добиться этого не так просто.
Уголовные дела по налоговым преступлениям должны возбуждаться только на основании материалов ФНС. Однако «лазейки» в законе позволяют обходить это правило.
Как ФНС успешно борется с «серыми» схемами налоговой оптимизации?
Даже если лицо добровольно сдало в полицию наркотики, это не значит, что оно автоматически избежит уголовной ответственности за наркопреступления.
Новые преступления в УК РФ, допросы по видео-конференц-связи, изменение порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям и другие важные изменения, вступившие в силу в 2022 году.
В уходящем году наблюдается увеличение числа приговоров за должностные преступления. В некоторых случаях суды приговаривают чиновников не только к лишению свободы, но и к многомиллионным штрафам.
Сотрудники полиции обладают довольно широким набором прав, однако это не значит, что они могут злоупотреблять ими. Должны ли граждане по первому требованию выворачивать свои карманы и показывать мобильные телефоны, расскажем в этой статье.
Когда вина гражданина в преступлении очевидна, хорошим способом смягчить приговор является заключение досудебного соглашения со следствием. Однако перед тем, как решиться на такой шаг, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», ведь в некоторых случаях сделка со следствием может не только не помочь, но и обернуться еще большими проблемами для подозреваемого или обвиняемого.
Исполняя госконтракт, предпринимателю необходимо внимательно относится к исполнению его условий и оценивать перспективу возможного привлечения к уголовной ответственности: даже незначительные нарушения при «освоении» бюджетных денег могут привести к серьезным уголовно-правовым последствиям.
Распространение фейков о российской армии может обернуться лишением свободы на срок до 15 лет. Но привлечение к уголовной ответственности возможно в строго определенных случаях.