4 июня 2018 года начал действовать ФЗ № 127, именуемый также Законом о контрсанкциях. Он принят в ответ на агрессивные экономические и политические выпады со стороны США и прочих государств, в целях защиты бизнеса, прав российских физлиц, сохранения национальной целостности и суверенитета.
Закон о контрсанкциях фиксирует следующие возможные меры воздействия:
Отметим, что перечень товаров, запрещенных к ввозу (вывозу) определяется Правительством РФ. Решение о введении или отмене какой-либо меры принимается Правительством РФ по инициативе Президента.
С полным текстом закона о контрсанкциях можно ознакомиться на официальном портале правовой информации.
В России приняли закон о контрсанкциях, однако его окончательный вариант оказался гораздо мягче первоначального проекта. Так, изначально депутаты предлагали не 6, а 16 мер противодействия, причем назывались даже отрасли, на которые накладывались ограничения. Также первоначальная редакция содержала положения о том, что контрсанкции могут применяться по отношению к российским компаниям, если доля иностранного участия в них составляет 25 % и более.
Закон о контрсанкциях скажется негативным образом на юридических лицах, уже сотрудничающих с организациями из недружественных стран. Так, например, под удар попадут российские компании, производящие и экспортирующие титан, поскольку США закупает более 35 % этого сырья именно у РФ. Налаженные партнерские связи придется обрывать, что повлечет за собой образование существенных убытков.
Кроме того, принятый Госдумой закон о контрсанкциях может обернуться потерей иностранных инвестиций, массовыми увольнениями и утратой конкурентной среды. Представители крупного бизнеса (например, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК)) выступают категорически против рассматриваемого закона.
Но и это еще не все: помимо принятого закона о контрсанкциях, Госдумой рассматриваются поправки в УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за исполнение зарубежных санкций. Ст.284.2 УК РФ предусматривает, что за отказ или ограничение в осуществлении хозяйственных операций и сделок во исполнение зарубежных санкций виновное лицо может быть приговорено к лишению свободы на срок до 4 лет со штрафом до 200 тысяч рублей.
В рассматриваемой статье имеется часть 2, закрепляющая уголовную ответственность за сознательное совершение действий, которые поспособствовали введению санкций иностранными государствами против РФ. Максимальное наказание за указанное деяние — до 3 лет лишения свободы со штрафом до 200 тысяч рублей.
В настоящее время нововведения приняты в первом чтении, но дальнейшее их рассмотрение перенесено — Госдума собирается обсудить поправки с представителями бизнеса. Возможно, что ответственность за санкции поделят на уголовную и административную.
В случае принятия поправок в УК РФ, многим предпринимателям понадобится уголовный адвокат, поскольку некоторые российские организации продолжают добровольно исполнять зарубежные санкции. В любом случае, бизнесменам следует учесть, что раз закон о контрсанкциях уже принят, в скором времени будет введена и ответственность за его неисполнение.
В УК РФ были внесены как смягчающие положение бизнеса поправки, так и изменения, нацеленные на ужесточение ответственности.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.