4 июня 2018 года начал действовать ФЗ № 127, именуемый также Законом о контрсанкциях. Он принят в ответ на агрессивные экономические и политические выпады со стороны США и прочих государств, в целях защиты бизнеса, прав российских физлиц, сохранения национальной целостности и суверенитета.
Закон о контрсанкциях фиксирует следующие возможные меры воздействия:
Отметим, что перечень товаров, запрещенных к ввозу (вывозу) определяется Правительством РФ. Решение о введении или отмене какой-либо меры принимается Правительством РФ по инициативе Президента.
С полным текстом закона о контрсанкциях можно ознакомиться на официальном портале правовой информации.
В России приняли закон о контрсанкциях, однако его окончательный вариант оказался гораздо мягче первоначального проекта. Так, изначально депутаты предлагали не 6, а 16 мер противодействия, причем назывались даже отрасли, на которые накладывались ограничения. Также первоначальная редакция содержала положения о том, что контрсанкции могут применяться по отношению к российским компаниям, если доля иностранного участия в них составляет 25 % и более.
Закон о контрсанкциях скажется негативным образом на юридических лицах, уже сотрудничающих с организациями из недружественных стран. Так, например, под удар попадут российские компании, производящие и экспортирующие титан, поскольку США закупает более 35 % этого сырья именно у РФ. Налаженные партнерские связи придется обрывать, что повлечет за собой образование существенных убытков.
Кроме того, принятый Госдумой закон о контрсанкциях может обернуться потерей иностранных инвестиций, массовыми увольнениями и утратой конкурентной среды. Представители крупного бизнеса (например, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК)) выступают категорически против рассматриваемого закона.
Но и это еще не все: помимо принятого закона о контрсанкциях, Госдумой рассматриваются поправки в УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за исполнение зарубежных санкций. Ст.284.2 УК РФ предусматривает, что за отказ или ограничение в осуществлении хозяйственных операций и сделок во исполнение зарубежных санкций виновное лицо может быть приговорено к лишению свободы на срок до 4 лет со штрафом до 200 тысяч рублей.
В рассматриваемой статье имеется часть 2, закрепляющая уголовную ответственность за сознательное совершение действий, которые поспособствовали введению санкций иностранными государствами против РФ. Максимальное наказание за указанное деяние — до 3 лет лишения свободы со штрафом до 200 тысяч рублей.
В настоящее время нововведения приняты в первом чтении, но дальнейшее их рассмотрение перенесено — Госдума собирается обсудить поправки с представителями бизнеса. Возможно, что ответственность за санкции поделят на уголовную и административную.
В случае принятия поправок в УК РФ, многим предпринимателям понадобится уголовный адвокат, поскольку некоторые российские организации продолжают добровольно исполнять зарубежные санкции. В любом случае, бизнесменам следует учесть, что раз закон о контрсанкциях уже принят, в скором времени будет введена и ответственность за его неисполнение.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.
В 2023 году проблеме арестов предпринимателей уделено особое внимание.
Основания и порядок проведения обыска строго регламентированы законом, поэтому отступление от правил ведет к признанию данного следственного действия незаконным.
Полное или частичное невыполнение условий договора может обернуться для руководителя компании реальными сроками.
Если судья прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела, он должен быть отстранен от его рассмотрения. Но на практике добиться этого не так просто.