29 марта 2019 года в России вступили в силу два важных федеральных закона, именуемые неофициально «законами об оскорблении властей». Это ФЗ № 28 от 18.03.2019 и ФЗ от 18.03.2019 № 30. Каковы основные положения законов об оскорблении власти?
Кроме того, внимания заслуживает ФЗ № 41 от 18.03.2019. В законе сказано, что распространение недостоверной информации в Интернете запрещено под страхом блокировки ресурса.
Запрещено распространение новостей, которые через искажение фактов создают угрозу обществу. В частности, в роли таких негативных последствий могут выступать причинение вреда здоровью и жизни людей, создание угрозы для важных объектов, нарушение общественного порядка и т.д.
Закон о фейковых новостях предусматривает привлечение виновных граждан и юрлиц к административной ответственности. В частности, о возможных наказаниях сказано в ФЗ № 27 от 18.03.2019.
Описанные выше законы вызвали, в целом, негативную реакцию в обществе. Это и понятно: законы об оскорблении власти и распространении фейковых новостей свидетельствуют об ужесточении цензуры в обществе, установлении препятствий граждан к свободному выражению своего мнения. Даже Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека высказался против принятия данных законов, однако Президент все равно подписал их.
С точки зрения права, законы не лишены существенных недостатков.
Что это означает? То, что любая неосторожная критика действующей власти, непроверенная новость, размещенная на сайте, могут стать причиной привлечения граждан и юрлиц к административной ответственности, санкции которой достаточно жесткие. Причем размытые определения и пробелы в праве позволяют признать любую, в том числе вполне безобидную новость, не соответствующей законодательству.
Гражданам и организациям, в отношении которых были возбуждены соответствующие дела, нуждаются в компетентном уголовном адвокате, который не допустит привлечения своего доверителя к административной ответственности. Опытный специалист может использовать пробелы в законе во благо доверителя – пока судебная практика по данным статьям об оскорблении не сформирована, это вполне возможно. А если в действиях субъекта были обнаружены признаки преступления (возможные статьи были описаны выше), то специалист окажет необходимую помощь на стадии следствия с тем, чтобы прекратить дальнейшее уголовное преследование и не доводить дело до суда.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.
В 2023 году проблеме арестов предпринимателей уделено особое внимание.
Основания и порядок проведения обыска строго регламентированы законом, поэтому отступление от правил ведет к признанию данного следственного действия незаконным.
Полное или частичное невыполнение условий договора может обернуться для руководителя компании реальными сроками.
Если судья прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела, он должен быть отстранен от его рассмотрения. Но на практике добиться этого не так просто.
Принят закон, предусматривающий существенное ограничение арестов предпринимателей. Однако как он будет работать на практике, пока неизвестно.
Уголовные дела по налоговым преступлениям должны возбуждаться только на основании материалов ФНС. Однако «лазейки» в законе позволяют обходить это правило.
Как ФНС успешно борется с «серыми» схемами налоговой оптимизации?