В конце 2015 года Владимир Путин обратил внимание на острую проблему притеснения бизнеса правоохранительными органами. Президент РФ привел данные статистики, согласно которым лишь 15 % возбужденных дел по экономическим преступлениям оканчиваются приговорами, а свыше 80 % бизнесменов, столкнувшихся с уголовным преследованием, вынуждены закрывать бизнес. Все это недвусмысленно указывало на то, что большая часть дел имела сфабрикованный или заказной характер.
Чтобы переломить эту тенденцию, Путин поручил внести поправки либерального характера в российское уголовно-процессуальное законодательство, а также некоторые другие законы.
За два с небольшим года свет увидели следующие нововведения:
Кроме того, в уголовно-процессуальное законодательство была внесена масса других изменений, касающаяся вступления в дело адвоката подзащитного, ограничения содержания предпринимателя под стражей, введение новой меры пресечения — запрета определенных действий и т.д.
Официальные лица, констатировали: усилия законодателя дали свои плоды, и количество возбуждаемых уголовных дел по экономическим статьям постоянно снижается. Более того, на 23 % снизилось число коммерсантов, находящихся в СИЗО, поскольку к ним стали применять более мягкие меры пресечения.
Однако если обратиться к докладу, представленному экспертным центром бизнес-омбудсмена Бориса Титова, выясняется, что ситуация прямо противоположная. Приведем только факты:
Как видим, попытки законодателя, направленные на либерализацию действующего уголовно-процессуального законодательства, оказались фактически безрезультатными. Предпринимателей продолжают притеснять правоохранители, используя для этого все новые способы и средства.
Как же изменить сложившуюся ситуацию для защиты бизнеса? Наиболее действенными методами нам представляются:
Очевидно, что внесения одних лишь поправок в уголовно-процессуальное законодательство недостаточно. Необходимо менять системный подход к выполнению правоохранительными органами и судами своих функций.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.
В 2023 году проблеме арестов предпринимателей уделено особое внимание.
Основания и порядок проведения обыска строго регламентированы законом, поэтому отступление от правил ведет к признанию данного следственного действия незаконным.