В конце 2015 года Владимир Путин обратил внимание на острую проблему притеснения бизнеса правоохранительными органами. Президент РФ привел данные статистики, согласно которым лишь 15 % возбужденных дел по экономическим преступлениям оканчиваются приговорами, а свыше 80 % бизнесменов, столкнувшихся с уголовным преследованием, вынуждены закрывать бизнес. Все это недвусмысленно указывало на то, что большая часть дел имела сфабрикованный или заказной характер.
Чтобы переломить эту тенденцию, Путин поручил внести поправки либерального характера в российское уголовно-процессуальное законодательство, а также некоторые другие законы.
За два с небольшим года свет увидели следующие нововведения:
Кроме того, в уголовно-процессуальное законодательство была внесена масса других изменений, касающаяся вступления в дело адвоката подзащитного, ограничения содержания предпринимателя под стражей, введение новой меры пресечения — запрета определенных действий и т.д.
Официальные лица, констатировали: усилия законодателя дали свои плоды, и количество возбуждаемых уголовных дел по экономическим статьям постоянно снижается. Более того, на 23 % снизилось число коммерсантов, находящихся в СИЗО, поскольку к ним стали применять более мягкие меры пресечения.
Однако если обратиться к докладу, представленному экспертным центром бизнес-омбудсмена Бориса Титова, выясняется, что ситуация прямо противоположная. Приведем только факты:
Как видим, попытки законодателя, направленные на либерализацию действующего уголовно-процессуального законодательства, оказались фактически безрезультатными. Предпринимателей продолжают притеснять правоохранители, используя для этого все новые способы и средства.
Как же изменить сложившуюся ситуацию для защиты бизнеса? Наиболее действенными методами нам представляются:
Очевидно, что внесения одних лишь поправок в уголовно-процессуальное законодательство недостаточно. Необходимо менять системный подход к выполнению правоохранительными органами и судами своих функций.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.
В 2023 году проблеме арестов предпринимателей уделено особое внимание.
Основания и порядок проведения обыска строго регламентированы законом, поэтому отступление от правил ведет к признанию данного следственного действия незаконным.
Полное или частичное невыполнение условий договора может обернуться для руководителя компании реальными сроками.
Если судья прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела, он должен быть отстранен от его рассмотрения. Но на практике добиться этого не так просто.
Принят закон, предусматривающий существенное ограничение арестов предпринимателей. Однако как он будет работать на практике, пока неизвестно.
Уголовные дела по налоговым преступлениям должны возбуждаться только на основании материалов ФНС. Однако «лазейки» в законе позволяют обходить это правило.
Как ФНС успешно борется с «серыми» схемами налоговой оптимизации?